Восточно-Померанская операция
Danzigm17.jpg
Советские войска в Данциге. Март 1945
Дата 10 февраля — 4 апреля 1945
Место Восточная Померания, северная Польша
Итог Победа СССР
Противники
Флаг Третьего рейха Флаг СССР

Флаг Польши Польша

Командующие
Флаг Третьего рейха

Г. Гиммлер

Флаг СССР

К. Рокоссовский

Силы сторон
26 дивизий 920 500 человек + 75 600 (1-е войско Польское)
Военные потери
Более 90 000 убитыми, 100 000 пленными, 500 танков, около 3500 орудий и миномётов, 430 самолётов, большое количество кораблей 225 692 (из них 52,740 — безвозвратные) + 8668 в 1-м войске Польском

В результате успешного завершения Висло-Одерской операции советские войска в конце января 1945 года вышли на Одер и захватили плацдармы на её западном берегу. Войска 1-го Белорусского фронта форсировали реку в районе Кюстрина и находились всего лишь в 60 км от Берлина. Немецкое командование приступило к развёртыванию в Восточной Померании части сил группы армий «Висла» под командование рейхсфюрера СС Г.Гиммлера с задачей нанести удар по правому крылу 1-го Белорусского фронта, разгромить его войска в районе Кюстрина и сорвать подготовку советского наступления на Берлин. Немецкая группировка включала до 26 дивизий, в том числе 4 танковые.

Советское Верховное Главнокомандование, обнаружив сосредоточение крупных сил противника в Восточной Померании и определив его намерения, 8 февраля приказало 2-му Белорусскому фронту (4 общевойсковых и 1 воздушная армии, 2 танковые, 1 механизированный и 1 кавалерийский корпус, командующий - Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский) разгромить восточно-померанскую группировку, установить контроль над районом Данциг-Гдыня и отчистить от противника побережье Балтийского моря на протяжении от устья Вислы до Одера.

10 февраля войска центра и левого крыла 2-го Белорусского фронта в составе 3 общевойсковых, одного танкового и одного механизированного корпусов при содействии авиации 4-й воздушной армии и кораблей Балтийского флота перешли в наступление. Прорыв вражеской обороны принял затяжной характер. Действиям советских войск мешали распутица и сложные условия лесисто-озёрной местности. Противник, опираясь на глубоко эшелонированную оборону, оказывал ожесточённое сопротивление. В ходе 10-дневных тяжёлых и упорных боёв войска фронта смогли продвинуться лишь на 40-60 км и были вынуждены прекратить наступление на рубеже Гнев-Хойнице-Ратцебур.

Между тем немецкие войска силами до 6 дивизий 17 февраля нанесли сильный контрудар по войскам правого крыла 1-го Белорусского фронта (командующий - Маршал Советского Союза Г.К. Жуков) и в течение 4 дней потеснили части 47-й армии в районе Штатгарда на 8-12 км. После того, как войска фронта отразили контрудар, противник перешёл к обороне на всём фронте от Вислы до Одера и приступили к усилению восточно-померанской группировки.

Советское командование пришло к выводу, что сил одного 2-го Белорусского фронта для разгрома противника недостаточно. Однако, прежде чем наносить удар на Берлин, было необходимо ликвидировать угрозу из Восточной Померании. Поэтому Ставка решила привлечь к Восточно-Померанской операции войска правого крыла 1-го Белорусского фронта, отложив начало его наступления на Берлин.

24 февраля войска 2-го Белорусского фронта, получив из резерва ставки 19-ю общевойсковую армию и танковый корпус, нанесли удар на Кёслин, а 1 марта силами 4 общевойсковых и 2 танковых армий перешёл в наступление 1-й Белорусский фронт, наносивший удар в направлении Кольберга.

К 5 марта советские войска прорвали оборону противника, рассекли восточно-померанскую группировку на две части и вышли на побережье Балтийского моря. После этого войска 1-го Белорусского фронта развернули наступление в сторону нижнего течения р. Одер, а войска 2-го Белорусского фронта повернули на северо-восток.

К 10 марта войска 1-го белорусского фронта в основном освободили побережье Балтийского моря от Кольберга до устья Одера. 18 марта 1-я армия Войска Польского овладела Кольбергом. 28 марта воска 2-го Белорусского фронта заняли Гдыню, а 30 марта - Данциг. Остатки 2-й немецкой армии, блокированные в районе Гдыни, были уничтожены 4 апреля. Прижатая к морю восточнее Данцига группировка противника оказывала сопротивление до 9 мая.

В ходе Восточно-Померанской операции советские войска разгромили и уничтожили свыше 20 дивизий и 8 бригад противника. В плен было захвачено около 100 тысяч пленных. Противник потерял более 200 танков, около 3500 орудий и миномётов, 430 самолётов, большое количество кораблей и другой военной техники и имущества. Разгром восточно-померанской группировки обеспечил успешное наступление на Берлин и ликвидацию немецких войск в Прибалтике и Восточной Пруссии.

Литература[править | править код]

  • Лубченков Ю., "100 великих сражений Второй мировой", Вече, 2008