Вторая Мировая вики
Advertisement

Четвёртый период (июнь 1944 — май 1945)[]

Западный фронт Германии[]

Нормандская операция

«Нептун» • «Тонга» • Воздушно-десантная операция Суорд Джуно Голд Омаха Юта Пуэнт-дю-Хок Кан Брекур Манор La Caine «Perch» • Карентан Виллер-Бокаж Шербур «Martlet» • «Epsom» • «Charnwood» • «Юпитер» • «Goodwood» • «Atlantic» • Verriéres Ridge «Spring» • «Кобра» • «Bluecoat» • «Totalize» • «Lüttich» • «Tractable» • Высота 262 Фалез Брест Париж

Прорыв линии Зигфрида
Моербругг - Нанси - «Astonia» - ГолландияХуртгенский лес - Оверлун - Ахен - Crucifix Hill - Шельда - «Clipper» - «Queen»

6 июня 1944 года союзные силы США, Великобритании и Канады после двух месяцев отвлекающих манёвров проводят крупнейшую десантную операцию в истории и высаживаются в Нормандии.

В августе американские и французские войска высадились на юге Франции, освободили города Тулон и Марсель. 25 августа союзники входят в Париж, и освобождают его вместе с отрядами французского сопротивления.

В сентябре начинается союзное наступление на территорию Бельгии. К концу 1944 года немцам с большим трудом удаётся стабилизировать линию фронта на западе. 16 декабря немцы переходят в контрнаступление в Арденнах, а командование союзников направляет в Арденны подкрепления с других участков фронта и резервы. Немцам удаётся продвинуться на 100 км вглубь Бельгии, но 22 декабря американская 3-я армия генерала Паттона начала контрнаступление, атаковав немцев с юга и к 25 декабря 1944 года немецкое наступление захлебнулось, а союзники перешли в общее контрнаступление. К 27 декабря немцы не удержали захваченных позиций в Арденнах и начали отступать. Стратегическая инициатива безвозвратно переходит к союзникам, в январе 1945 года немецкие войска предпринимают локальные отвлекающие контратаки в Эльзасе, которые также закончились неудачно. После этого американские и французские войска окружили части 19-й немецкой армии возле города Кольмар в Эльзасе и разгромили их к 9 февраля («Кольмарский котел»). Союзники прорвали немецкие укрепления («Линия Зигфрида», или «Западный Вал») и начали вторжение в Германию.

В феврале-марте 1945 года союзники в ходе Маас-Рейнской операции захватили всю территорию Германии к западу от Рейна и форсировали Рейн. Немецкие войска потерпев тяжелые поражения в Арденнской и Маас-Рейнской операциях, отступили на правый берег Рейна. В апреле 1945 года союзники окружили немецкую группу армий «Б» в Руре и к 17 апреля разгромили её, и вермахт потерял Рурский промышленный район — важнейший промышленный район Германии.

Союзники продолжили наступление вглубь Германии, и 25 апреля встретились с советскими войсками на Эльбе. 2 мая британские и канадские войска (21-я группа армий) захватили весь северо-запад Германии достигли границ Дании.

После завершения Рурской операции высвободившиеся американские части перебросили на южный фланг в 6-ю группу армий, для захвата южных районов Германии и Австрии.

На южном фланге американские и французские войска наступая захватили юг Германии, Австрию, и части 7-й американской армии, перешли через Альпы по Бреннерскому перевалу и 4 мая встретились с войсками 15-й группы армий союзников наступавших в Северной Италии.

В Италии наступление союзников продвигалось очень медленно. Несмотря на все попытки, им так и не удалось в конце 1944 года прорвать линию фронта и форсировать реку По. В апреле 1945 года их наступление возобновилось, они преодолели немецкие укрепления («Готская линия»), и прорвались в долину реки По.

28 апреля 1945 года итальянские партизаны захватывают и казнят Муссолини. Полностью Северная Италия была очищена от немцев лишь в мае 1945 года.

Advertisement