КВ-1с
КВ-1с.JPG
КВ-1С, установленный у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»
Боевая масса, т 42,5
Экипаж, чел. 5
Размеры
Длина корпуса, мм 6900
Ширина, мм 3250
Высота, мм 2640
Клиренс, мм 450
Броня
Тип брони катаная
Толщина вертикальной брони, мм 40-60-75
Толщина горизонтальной брони, мм 30
Толщина брони башни, мм 40-75
Вооружение
Основное оружие 76,2-мм ЗиС-5 или 76,2-мм Ф34
Дополнительное оружие 3 × 7,62-мм ДТ
Боезапас 76,2-мм - 114 снарядов
7,62-мм -
Углы наведения ВП - −3…+25°
ГП - 360°
Подвижность

КВ-1С — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940—1943 гг. Индекс 1С означает «скоростную» модификацию первой серийной модели.

Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) в мае — июле 1942 года в связи с жалобами командиров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на низкую подвижность и надёжность исходного варианта тяжёлого танка КВ-1. До настоящего времени сохранился только один полностью аутентичный танк КВ-1С, ещё два сохранившихся танка являются опытным и переходным от КВ-1 вариантами «скоростной» модификации.

Описание конструкции[править | править код]

КВ-1с по своей сути являлся модернизацией средней глубины по отношению к оригинальной модели КВ-1. Основной целью модернизации было уменьшение общей массы танка, повышение его скорости и надёжности при эксплуатации, решение неудовлетворительной эргономики рабочих мест экипажа на КВ-1. По сравнению с КВ-1 «скоростная» его модификация получила менее габаритный и массивный (в том числе за счёт ослабления бронирования) корпус, новую башню с кардинально улучшенной эргономикой, новую более надёжную коробку перемены передач. Вооружение и моторная группа остались без изменений. КВ-1с имел классическую компоновку, что и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Корпус и башня[править | править код]

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 75 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 60 мм. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом заряжающего и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

ПОР
Бронетанковая техника СССР периода Второй мировой
Малые и Лёгкие танкиТ-40  · Т-50  · Т-60  · Т-70  · Т-80  · Танк Гаврилова
Средние танкиТ-34  · Т34-57  · Т-44  · КВ-13  · Т-43  · Т-34-85  · Т-44  · Т-34-100
Тяжёлые танкиКВ-1  · КВ-2  · Т-150  · КВ-220  · КВ-3  · КВ-4  · КВ-1с  · КВ-5  · КВ-1к  · КВ-89  · КВ-9  · КВ-100  · КВ-122  · ЭКВ  · ИС-1  · ИС-2