Американская парашютно-десантная высадка в Нормандии-высадка экспедиционных сил США и Великобритании с Британских островов через Ла-Манш на побережье Северо-Западной Франции и захват ими стратегического плацдарма 6 июня — 24 июля во время 2-й мировой войны 1939—45. Крупные победы Советских Вооруженных Сил на советско-германском фронте и усиление национально-освободительного движения во Франции, Италии и др. странах Западной Европы заставили правящие круги США и Великобритании ускорить открытие второго фронта в Европе.

Цель и замысел[править | править код]

Замысел Нормандской десантной операции предусматривал высадку морского и воздушного десантов на побережье залива Сены, захват плацдарма и расширение его к двадцатому дню операции до ста километров по фронту и ста – ста десяти километров в глубину. Для захвата стратегического плацдарма и ведения в последующем наступления союзники сосредоточили на Британских островах тридцать девять дивизий, двенадцать отдельных бригад, десять специальных десантно-диверсионных отрядов, а также крупные силы авиации и флота. Экспедиционные силы союзников, выделенные для участия в Нормандской десантной операции, которыми командовал генерал Дуайт Эйзенхауэр, включали Двадцать первую группу армий (Первая американская, Вторая английская, Первая канадская армии), всего тридцать две дивизии и двенадцать отдельных бригад. Были сформированы гигантские военно-воздушные силы, включавшие одиннадцать тысяч боевых самолетов, и не менее впечатляющие военно-морские силы, имевшие в своем составе шесть тысяч девятьсот тридцать девять боевых кораблей, транспортных и десантных судов. После захвата плацдарма в Нормандии планировалось перебросить на него Третью американскую армию. Общая численность экспедиционных сил составляла свыше двух миллионов восьмисот семидесяти шести тысяч человек, из них миллион пятьсот тридцать три тысячи американцев.

Оборона[править | править код]

Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «Б» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Роммель) в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса (всего 39 дивизий). Её основные силы были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале, где немецкое командование ожидало высадки противника. На побережье Сенской бухты на 100-км фронте от основания полуострова Котантен до устья р. Орн оборонялось всего 3 дивизии. Экспедиционные силы союзников (верховный главнокомандующий генерал Д. Эйзенхауэр) состояли из 21-й группы армий (1-я американская, 2-я английская, 1-я канадская армии) и 3-й амерериканские армии — всего 39 дивизий и 12 бригад. ВМС и ВВС США и Великобритании имели абсолютное превосходство над противником (11 тыс. боевых самолётов против 500 у немцев и свыше 6 тыс. боевых, транспортных и десантно-высадочных судов). Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2 млн. 876 тыс. чел. К началу Нормандской десантной операции этой невероятной армаде гитлеровцы могли противопоставить только пятьдесят восемь немецких дивизий, объединенных в две группы армий – «Б» и «Г», подчинявшиеся командованию «Запад» во главе с генерал-фельдмаршалом фон Рундштедтом. Эти войска поддерживал Третий воздушный флот. Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «Б» (командующий генерал-фельдмаршал Роммель) в составе Седьмой и Пятнадцатой армий и Восемьдесят восьмого отдельного корпуca – всего тридцать восемь дивизий и около трехсот восьмидесяти тысяч человек.

Силы двух сторон[править | править код]

7-й корпус армии США

  • 82-я воздушно-десантная дивизия
  • 101-я воздушно-десантная дивизия

Германия

7-я немецкая армия

  • 91-я авиаполевая дивизия
  • 243-я пехотная дивизия
  • 709-я пехотная дивизия
  • 6-й парашютный полк