Iw4sp 2011-05-21 20-13-23-49.jpgВнимание, начинается второй этап работ!
Работа над этой статьёй завершена, но ей есть куда расти. По возможности дополните её информацией

7,62-мм пистолет-пулемёт образца 1941 года системы Шпагина (сокр. ППШ) — пистолет-пулемёт, разработанный советским конструктором Георгием Шпагиным, принятый на вооружение в 1941 году и активно использовавшийся в Великой Отечественной войне, а также во многих вооружённых конфликтах послевоенного времени.

В СССР был снят с вооружения в 1951 году и заменён автоматом Калашникова, но после этого ещё длительное время использовался различными армиями или вооружёнными формированиями по всему миру, например в войнах в Корее и во Вьетнаме.

История[править | править код]

ППШ был создан как замена ППД-34/40. Основной задачей при разработке этого оружия было создание образца, близкого к ППД или превосходящего его по ТТХ, но при этом дешёвого и пригодного для массового производства, в том числе на непрофильных предприятиях. В 1940 Наркомат вооружения дал запрос оружейникам на создание пистолета-пулемёта, части которого могли бы быть изготовлены при минимальной механической обработке (что практически означало необходимость применения штампованных деталей). Данный ПП необходимо было сделать настолько простым в производстве, что при необходимости его выпуск могли бы быстро начать на любом машиностроительном предприятии. К осени 1940 года конструкции пистолетов-пулемётов были представлены на рассмотрение конструкторами Г. С. Шпагиным и Б. Г. Шпитальным. Полигонные испытания и технологическая оценка предъявленных к рассмотрению образцов в конце ноября 1940 г. показали, что при близких боевых качествах обоих проектов пистолет-пулёмет Шпагина был намного более технологичен в производстве. Для производства необходимых 87 деталей требовалось 5,6 станкочасов, в то же время для производства 95 деталей ПП Б. Г. Шпитального требовалось 25,3 станкочасов, то есть почти в пять раз больше.

Конструкция[править | править код]

ППШ представляет собой автоматическое ручное огнестрельное оружие, предназначенное для ведения огня очередями и одиночными выстрелами. Автоматика работает на принципе отдачи свободного затвора, то есть экстракция гильзы и перезарядка выполняются за счёт обратного движения незакреплённого затвора после выстрела. Огонь ведётся с заднего шептала (затвор перед выстрелом находится в крайнем заднем положении, после спуска он идёт вперёд, досылает патрон, накалывание капсюля производится в момент завершения досылания), затвор в момент выстрела не фиксируется. Подобная схема часто используется при разработке пистолетов-пулемётов; к примеру, израильский Uzi работает по такому же принципу. При всей своей простоте, такое решение требует использовать массивный затвор, увеличивающий общую массу оружия. Кроме того, оружие, использующее такую схему перезарядки, может выстрелить в результате сильного удара (например, при падении), если от удара затвор из крайнего переднего (нефиксированного) положения откатится по направляющим дальше окна подачи патронов магазина, или из крайнего заднего — сорвётся со стопора.

Как и ППД, ППШ имеет ствольную коробку, слитую с кожухом ствола, массивный свободный затвор с предохранителем на рукоятке заряжания, переводчик огня в спусковой скобе перед спусковым крючком, перекидной прицел, барабанный магазин и деревянную ложу. Но при этом ППШ существенно технологичнее: точной механической обработки требует только ствол, затвор был выполнен на токарном станке с последующей грубой фрезеровкой, а почти все остальные металлические детали могут изготавливаться штамповкой. Кожух ствола имеет на переднем конце компенсатор отдачи (скошенную пластину с отверстием для прохождения пули, по бокам от которой в кожухе имеются сквозные окна), который, за счёт реактивного действия пороховых газов при выстреле, значительно уменьшает отдачу и «задирание» ствола вверх. Прицел имеет только две позиции — 100 и 200 метров. С 1942 года ППШ стал комплектоваться не барабанным, а секторным (коробчатым) магазином на 35 патронов, поскольку барабанные магазины были сложны в производстве, менее надёжны, требовали подгонки под конкретный экземпляр автомата (от другого такого же ППШ магазины могли не подходить). При этом, судя по фотографиям того периода, коробчатые магазины встречаются в войсках только начиная с 1943 года.

Ударно-спусковой механизм[править | править код]

Типичный для массовых пистолетов-пулемётов простой УСМ с возвратно-боевой пружиной, ударник жёстко закреплён в затворе, боевой взвод расположен на затворе. Имеется переводчик, позволяющий вести одиночный или автоматический огонь. Предохранитель блокирует движение затвора.

Характеристика[править | править код]

При прицельной дальности 500 м (у раннего варианта), действительная дальность огня очередями составляет около 200 м, — показатель, ощутимо превосходящий средний уровень оружия этого класса. Кроме того, благодаря использованию патрона 7,62 ТТ, в отличие от 9 мм Парабеллум или .45 АСР (используемых в зарубежных ПП), а также сравнительно длинному стволу, была достигнута значительно большая дульная скорость пули (490 м/с против 380 м/с у МП-40 и 330 м/с у пистолета-пулемёта Томпсона), давшая лучшую настильность траектории, что позволяло одиночным огнём уверенно поражать цель на дистанциях до 300 м, а также вести огонь на большее расстояние, компенсируя понижение точности большей скорострельностью или сосредоточенным огнём нескольких стрелков. Высокая скорострельность, с одной стороны, приводила к большому расходу боеприпасов (за что ПП получил прозвище «пожиратель патронов»), и быстрому перегреву ствола, после чего ППШ начинал «плеваться»[источник не указан 222 дня], с другой — обеспечивала высокую плотность огня, что даёт преимущество в ближнем бою[источник не указан 321 день].

Оружие Северокорейской армии. ППШ-41 по сравнению с СКС.Живучесть ППШ, в особенности с коробчатым магазином, весьма высока. Чистый и смазанный ППШ является надёжным оружием. Неподвижно закреплённый боёк является причиной задержек стрельбы при загрязнении чашечки затвора копотью или попадании пыли на загустевшую смазку: по воспоминаниям ветеранов Второй мировой, при передвижении в открытых автомашинах или на броне по грязным дорогам ППШ почти всегда прятали под плащ-палатку. К недостаткам можно отнести сравнительно большие размеры и массу, сложность замены и снаряжения барабанного магазина, недостаточно надёжный предохранитель, а также возможность самопроизвольного выстрела при падении на твёрдую поверхность, что нередко приводило к несчастным случаям; невысокой живучестью обладал фибровый амортизатор, смягчающий удар затвора по ствольной коробке в заднем положении, после износа амортизатора затвор разбивал заднюю часть коробки. К преимуществам ППШ можно также отнести большую ёмкость барабанного магазина (71 патрон) по сравнению с МП-40 (32 патрона), но большее количество патронов значительно увеличивало вес и габариты оружия, а надёжность барабанного магазина была сравнительно невысока. «Рожковый» магазин был легче и надёжнее, однако снаряжение его патронами представляло большую сложность из-за перестроения патронов на выходе из двух рядов в один: очередной патрон нужно было подвести под губки движением вниз-назад. С другой стороны, к примеру, магазин системы Шмайссера, использовавшийся в немецких и английских пистолетах-пулемётах, также имел перестроение патронов из двух рядов в один. Для облегчения снаряжения «рожковых» магазинов ППШ существовало специальное приспособление.

Производство ППШ продолжалось в течение всей Великой Отечественной войны. В 1942 году была предложена новая модификация — ППШ-42, несколько изменённого вида, но в конкурсе победил ППС-43, который и был, наряду с ППШ-41, принят на вооружение.

ППШ в компьютерных играх[править | править код]

ППШ очень популярен в играх и в основном встречается в шутерах на тему Второй мировой, например:

ПОР
Вооружение советской пехоты времён Великой Отечественной войны
ПистолетыТТ-30  · Наган М1895  · ТК
Винтовки и карабиныАВС-36  · СВТ-38/40  · Винтовка Мосина
Пистолеты-пулемётыППД-34/38/40  · ППШ-41  · ППС-43