Участники Второй мировой войны — государства, принимавшие участие во Второй мировой войне. Всего во Второй мировой войне участвовало 62 государства из 73 существующих на тот момент независимых государств. 11 государств не приняли участие во Второй мировой войне, однако большинство из них симпатизировали какой-либо стороне.

Коалиции[править | править код]

Как правило, Вторая Мировая война рассматривается в качестве вооружённого столкновения двух крупнейших коалиций — Стран Оси, фактически развязавших войну, и Антигитлеровской коалиции, которая противостояла первой. Такой подход в целом справедлив, но всё же стоит понимать, что коалиции сформировались не сразу, а первоначально каждое государство действовало независимо и в соответствии со своими интересами.

До конца 1941 г. (до нападения Японии) США формально не были в состоянии войны, но фактически были «невоющим союзником» Антигитлеровской коалиции ввиду большой военной и экономической помощи странам, воюющим с европейскими членами Стран Оси.

Деление на коалиции также бывало условно и затруднительно для классификации ряда вооружённых конфликтов во время Второй мировой войны. Например, Финляндия в ходе Советско-финской войны 1939—1940 гг. пользовалась поддержкой как англо-французских правительств, так и немецкого, а затем вошла в блок Стран Оси.

Антигитлеровская коалиция[править | править код]

Антигитлеровская коалиция — объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне против агрессивного блока стран нацистского блока: гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Антигитлеровская коалиция не была формальным объединением, а вклад её участников в борьбе с фашизмом крайне неравномерен — одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалась, в том числе за счёт выхода ряда стран из блока Стран Оси и их перехода к коалиции, и к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находились 53 государства мира.

Антигитлеровская коалиция сложилась на базе коалиции «Западных Союзников» после вторжения Германии в Польшу в 1939 г., а широкой стала в 1941 г. — после поддержки США и Великобританией подвергшегося германскому нападению Советского Союза и вступления в войну США, подвергшихся японскому нападению.